Если у ребенка нет друзей.

Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребенка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке. Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.

Как предотвратить проблему.

Помогите ребенку почувствовать себя уверенным, говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.

— Расскажите,  как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли  вы с друзьями.

— Подскажите, какие слова можно сказать, чтобы привлечь внимание другого ребенка. Как реагировать на отказ.

— Во время прогулок побуждайте ребенка подходить к играющим детям, заводить знакомых и друзей.

— Приглашайте сверстников ребенка в гости, обязательно придумывая какое –либо занимательное дело, например, совместную настольную или подвижную игру.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

— Не утешайте себя мыслью, что ваш ребенок более развит, более серьезен, чем его сверстники, и ему просто не нужно и не интересно общение с детьми.

Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательно, способно полностью заменить детское общество.

-Оглядитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребенок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визите к вам. Помогите детям познакомиться, начать разговор или игру.

— Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринужденными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.

— Возможно ребенок долгое время изолированный от общества сверстников, поведет себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающим и снисходительным. Обязательно поговорите с ребенком о его чувствах после визита.

 

 

 

«ЕСЛИ У ВАС  ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЕНОК»

 

Если вовремя не обратить внимания на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек, со множеством различных комплексов.

  1. Уделяйте ребенку как можно больше внимания. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства — дети любого возраста очень нуждаются в родительской нежности и ласке.
  2. Чаще приглашайте к себе гостей с детьми. Игры, общение с детьми и взрослыми в непринужденной обстановке постепенно вырабатывают у ребенка потребность в общении.
  3. Общайтесь с ребенком на равных. Старайтесь внимательно его выслушать. Поощряйте его, когда он задает вопросы, и сами задавайте их. спокойная беседа с ребенком будет не только способствовать созданию между вами атмосферы и отношения доверия, но и одновременно станет источником новой информации об окружающем мире.
  4. Не кричите на ребенка, даже если он не прав. Подобное поведение — очередная ступенька к взаимному отчуждению. Попробуйте изменить тон общения. Пусть он будет решительным, но не крикливым.
  5. Преодолеть замкнутость помогут коллективные игры. Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок будет чувствовать себя естественно и в повседневной жизни.
  6. Одной из причин замкнутости могут быть проблемы со здоровьем, например плохое зрение, когда ребенку приходится носить очки, или полнота, заикание и др. В этих случаях не обойтись без специальных занятий или лечения. Но родители могут помочь ребенку проще смотреть на свои недостатки, не зацикливаться на них, а относиться к ним с юмором, как к чему-то временному.

 

 «Если Ваш ребенок говорит неправду»

Дети – большие выдумщики, часто они придумывают разные истории. Иногда бывает трудно отличить ложь от фантазии, кроме того, нужно иметь в виду, что ложь бывает разной: невинной или сознательной. Ложь становится серьезной проблемой, когда она сопровождается жестоким поведением или воровством. Почему ребенок начинает лгать? Назовем некоторые причины этого явления:

  1. Боязнь разочаровать родителей.
  2. Привлечение внимания родителей. Детская логика такова – раз он солгал и Вы это заметили, значит, он Вам не безразличен.
  3. Облегчение себе жизни. Если Вы все время говорите ребенку «нельзя», то будьте готовы к тому, что он будет лгать.
  4. Избегание наказания. Если Вы предъявляете ребенку слишком высокие требования и, они не соответствуют его возможностям, то он может лгать.
  5. Избегание насмешек. Ребенок может лгать, чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле.

Что же делать, если вдруг Вы заметили, что ребенок лжет? Попытайтесь понять причину лжи и проанализировать ее. Иногда ложь может сказать о том, что его беспокоит и мучит, вызывает сильный страх, возможно, есть проблемы, требующие решения. Подумайте, может быть для изменения ситуации Вам следует что-то изменить в себе? Если Вы хотите научить ребенка говорить правду, то сами в первую очередь должны соблюдать некоторые правила:

  • Всегда держите свое слово. Если в каком-то случае Вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему Вы это не можете выполнить, и извинитесь.
  • Если так окажется, что Вы сами обманули ребенка, объясните, чем обусловлена ложь, и обязательно признайте сам факт обмана.
  • Не ждите, что дети сразу начнут различать понятия «белая ложь» и серьезный обман.
  • Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко.
  • Не навязывайте ребенку много правил и не ждите от него много, помните: больше правил — больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, больше вероятности того, что он будет прибегать к обману как к средству избегания наказания.

 

 

 

 

 

  • Говорите ребенку, что Вы его любите, даже тогда, когда он врет, и что он не плохой ребенок, несмотря на то, что обманул. Прежде чем гневно пресекать обман и выводить врунишку на чистую воду, постарайтесь понять мотивы его поступка. Даже у самого тяжелого проступка бывает другая сторона. Ребенок должен знать, что его поступок не делает его однозначно плохим. Поступок может быть плохим, но не человек! Никогда нельзя спекулировать такими понятиями, как люблю – не люблю. «Уйди отсюда, я не люблю тебя ТАКОГО!». Естественно, в следующий раз ребенок захочет приукрасить себя, чтобы заслужить любовь матери или отца.
  • Создайте в семье такую атмосферу, при которой ложь будет не нужна в принципе. Если ребенок знает, что может доверить родителям свои тайны, его поступки обсуждаются и принимаются, а наказание не используется как инструмент воспитания, то мотива для лжи может никогда не возникнуть. Отучить от вранья сложно, проще объяснить ребенку, что к родителям можно идти с любой бедой, не боясь наказания. Он должен быть уверен, что в любом случае наказания без «разбора полетов» не будет.
  • Не наказывайте (это может привести к более изощренной лжи), но и не спускайте вранье. Обязательно дайте понять, что любая ложь будет раскрыта, и спокойно постарайтесь выяснить, чего хотел добиться ребенок своим враньем.

 

 

 

Помните, что ребенку необходимо чувствовать себя любимым!

Дайте детям возможность доверять Вам

и нести ответственность за свои поступки!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если у Вас агрессивный и непослушный ребёнок

В основе плодотворного партнерства «родитель-ребенок» (а детско-родительские отношения и есть партнерские) лежат углы четырехугольника:

1.      Душевная теплота 

2.       Привитие чувства  собственного достоинства         

3.       Взаимное уважение 

4.      Четкие правила                                                                                                                  

Детская агрессия – это проблема, наиболее часто вызывающая тревогу у педагогов и родителей. В поведении и поступках ребенка родителей очень часто волнуют реакции непослушания. Стоит отметить, что и в такой проблеме можно найти положительную сторону: ребенок открыто проявляет наличие непроработанной проблемы, а значит есть возможность принять меры. Агрессией и «плохим» поведением ребенок привлекает к себе внимание.

Об агрессивном и непослушном поведении стоит знать следующее:

·         Причина, чаще всего, в стиле детско-родительских отношений

·         Средство для получения чего-либо, будь то внимание родителей, помощь или элементарная ласка

·         Сигналом внутреннего дискомфорта

Что нужно знать о причинах непослушного и агрессивного поведения ребенка:

1. В большинстве случаев ребенок непослушен и агрессивен, так как он —

·         обижен на себя за какую-либо неудачу или неуспешность. Детская неуспешность в какой-либо области (успеваемость в школе, отношения со сверстниками и др.) – это одна из причин агрессии

·          обижен на значимых взрослых из-за невнимательности с их стороны. Часто ребенка и балуют, и играют с ним, однако внимание для ребенка – это эмоциональный комфорт и душевное тепло. Спросите, чем расстроен ваш ребенок, поговорите с ним, обнимите его. Ему очень важна ваша поддержка и одобрение во всем.

2. Холерический темперамент (импульсивные, раздражительные дети), особенности нервной системы.

3. Нет знаний, как реагировать в сложных ситуациях.

4. Защита от происходящих неприятных событий.

5. Подражание поведению сверстников.

6. Агрессивное поведение в семье и в отношениях родителей.

Что нужно знать о вредности, упрямстве и негативизме (отказе выполнять любые правила):

·         Они проявляются как вполне закономерное явление у детей 6-7 лет, так как они познают мир и хотят стать более самостоятельными.

·         Являются в любом случае реакцией на взрослых,

·         Негативизм и упрямство – это «ощупывание границ» в отношениях со взрослыми, одна из форм познания мира. Очень важно не упустить этот момент и проявить настойчивость, чтоб ребенок нашел для себя эти границы.

 

Как реагировать на упрямое поведение? (если поведение ребенка не связано с мерами безопасности (пользование бытовой техникой, электроприборами и сложной техникой и др.)

— главное – проявить терпимость и спокойствие в объяснении ребенку что хорошо и что плохо, в этот период очень важно заложить представление о нормах поведения. Не кричите, а объясняйте доступным для ребенка языком;

— соглашайтесь с тем, что вам не нравится («не учи», «не обедай», «не ходи в школу»). Больше шансов, что при отсутствии «не» — высказываний и упреков ребенок выполнит вашу просьбу;

— в ситуации неодобряемого вами выбора попробуйте согласиться с выбором ребенком, покажите ему, что уважаете его мнение. Возможно, он, не умея пользоваться предоставленной свободой, обратиться к вам за помощью, и вы поможете сделать ему разумный выбор.

— не забывайте давать сигнал о том, что поведение вам неприятно, не нравится и вы не одобряете его.

— объясняйте неприемлемость такого поведения.

Как нельзя реагировать на агрессию и непослушание?

·         Агрессией по отношению к ребенку, словесной и физической

·         Наказаниями в жесткой форме

·         Запретами

·         Угрозами

·         Криками

Как правильно вести себя с непослушным ребенком?

 1. Спокойно сообщите, что вам не нравится такое поведение, выражая свои чувства («Я обижаюсь, когда ты отказываешься…», «Мне неприятно, когда ты вредничаешь», «Я сильно расстраиваюсь, когда ты плохо себя ведешь…»)

2. Мало объяснить и выразить свои чувства. Не забывайте высказывать свой вариант приемлемого поведения, который вызвал бы у вас позитивные чувства. Покажите ребенку правильную модель поведения.

3. Будьте настойчивы, последовательны и непротиворечивы (то есть все члены семьи должны быть согласны друг с другом в требованиях. Не нужно делиться на 2 лагеря, например, когда мама и папа запрещают что-то, а бабушка и дедушка жалеют и защищают ребенка). Но и не будьте излишне жестки.

4. Родители не должны быть злобными обвинителями.

5. Давайте ребенку «выпустить пар», а потом переходите к обсуждению.

 

 

 

 

 

 

Если у Вас гиперактивный ребенок

Гиперактивные дети очень подвижные, болтливые и суетливые, у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. В среднем в мире таких детей около трех процентов.

Когда проявляются симптомы? Считается, что это происходит до семилетнего возраста, хотя иногда они могут впервые проявиться и лет в десять-одиннадцать. Чаще всего к врачу обращаются родители первоклассников: «Все сидят спокойно, а мой не может!». Впрочем, некоторые уточняют: «А вообще-то с ним было очень трудно с самого рождения».

Заостренный темперамент

Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз «Гиперактивен» означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.

Не расстройство личности

Первое, что нужно знать родителям: гиперактивность — не психическое заболевание, а расстройство развития. Просто у ребенка изначально нарушена функция самоконтроля. Чаще всего он не заболевает этим — он уже рождается таким. Парадокс в том, что эти дети выглядят абсолютно нормальными. Вот он просит прощения и обещает исправиться, однако раз за разом свои обещания нарушает — и его начинают считать испорченным… Такие дети забывают правила и ведут себя, поддавшись импульсу.

Причин может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей гиперактивность тоже есть.

Подпорки

К сожалению, нет способа вылечить гиперактивность раз и навсегда. Но от поведения родителей во многом зависит развитие ребенка. Понимая, в чем проблема, они способны значительно облегчить ему жизнь. Самое эффективное, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь ребенка — выстроить для него систему внешнего контроля.

  1. Гиперактивным детям сложно удерживать в голове большой объем информации. Это значит, что задачи для них следует дробить на части. Сделал одно — получи новое задание.
  2. Известно, что у детей с гиперактивностью большие проблемы с ощущением времени. Они «близоруки к будущему». Если мы можем планировать свою деятельность и примерно представляем себе, к чему она приведет, то у гиперактивных детей  «окно во времени» — десять минут максимум. Они живут исключительно этим моментом, они не представляют последствий. Поэтому, если в результате их действий происходит «что-то не то», это не их выбор, они этих последствий не хотели.
    При этом такой ребенок остро нуждается в немедленной обратной связи от родителей. И в этом случае последствия ему нужны здесь и сейчас. С ним не сработает подход: «Если ты будешь в течение месяца следить за порядком в своей комнате, мы подарим тебе велосипед» или «Если ты сейчас же не сядешь за уроки, вечером вернется отец и тебя накажет». Вечер — это какое-то туманное будущее. Лучше говорить так: «Если ты прямо сейчас сделаешь вот это, то сможешь получить то-то и то-то сразу же».
    Таким детям очень трудно в школе. Они должны просидеть сорок пять минут не отвлекаясь и выполнить классную работу, а оценка появится только через два дня, когда учитель проверит тетради. В такой ситуации сложно сосредоточиться, потому что результат и награда — очень далеко.
  3. С этими детьми хорошо работает «очковая» или «жетонная» система. За выполнение повседневных дел ребенок получает награды в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. Так он постоянно видит результат своих действий, понимает, что его возможности с каждым разом и с каждым делом увеличиваются.
  4. Применение таймеров. Они помогают детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы.
    Есть еще одна прекрасная вещь — часы, у которых на циферблат нанесен цветной круг, и вместе с проходящими минутами этот круг исчезает. По этим часам «вживую» можно увидеть, как уходит время. Ведь сам ребенок не чувствует, что оно заканчивается, и из-за этого откладывает дела.
  5. При посещении общественных мест, например поликлиники, нужно заранее продумать, чем в течение часа или двух будет заниматься ребенок, особенно если мама будет занята. Запаситесь бумагой, фломастерами и игрушками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА-СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ»

1. Никогда не говорите ребенку, что не будете его любить.
2. Не будьте безразличными.
3. В воспитании не должно быть слишком много строгости.
4. Не балуйте детей.
5. Не навязывайте своему ребенку какую-то определенную роль.
6. Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
7. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
8. Воспитание и общение с ребенком не должно зависеть от вашего настроения.
9. Уделяйте время своему ребенку каждый день, будьте, открыты для общения с ребенком.

КОДЕКС ИСТИННОГО РОДИТЕЛЯ
• Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
• Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
• Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
• Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.
• Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами. 

ПАМЯТКА  «Профилактика наркозависимости у детей»

Этапы приобщения к наркотикам

В приобщении к наркотикам можно выделить пять этапов.

Первый этап  –  дошкольный, до 7 лет.

С молоком матери в растущий организм могут поступать психоактивные вещества, что нередко приводит к задержке развития или к замедлению его темпов. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом  наркотиков взрослыми, хорошо различает их поведение в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игры, действия и поступки по типу

подражания взрослым. Формируется особое поведение на получение удовлетворения от употребления табака, алкоголя и других наркотиков.

Второй этап  –  эмоциональный, длится примерно с 7 и до 12 лет.

Именно на этот этап приходятся первые попытки употребления наркотиков. При наличии положительного эмоционального подкрепления со стороны окружающих появляются первые понятия о «престижности» пребывания в состоянии опьянения. На этом этапе поведения подростка характерны грубые вспышки злобы, отсутствие сострадания, сочувствия, агрессивные

проявления  по отношению к животным, младшим по возрасту или пожилым людям.

Третий этап  —  рассудочный, длится около 3-х лет  –  с 12 до 14.

В этом возрасте подростки прилагают усилия для поиска новых форм контактов со сверстниками. На этот этап приходятся первые опыты лживости, жестокости к сверстникам, вандализме в общественных местах, половая распущенность. У ребенка формируется представление о «положительной» стороне наркотизации, о возможности при помощи психоакивных

веществ получать «бесплатное удовольствие».

Четвертый этап  –  рефлексивный, приходится на 14-16 лет и совпадает с развитием мышления, мировоззрения.

Для этого возраста характерны погружения в собственный мир и вместе с этим раскованность. В этот период остро переживаются чувства мести, ненависти, стыда, одиночества. Возникает интерес к смерти и переживаниям, связанным с этим. Наркотик воспринимается своеобразным

связующим звеном с загробным миром. Стремление опьянеть, забыться, уснуть может стать имитацией смерти. Ключевое событие этого этапа  –появление у несовершеннолетнего симптомов психической зависимости. В момент отсутствия наркотического вещества подросток начинает испытывать беспокойство, тревогу раздражительность.

Пятый этап  –  нозологический, т.е. начинается хроническая болезнь.

У подростка формируется физическая зависимость от препарата  –  появляются «ломки», —  мучительные ощущения, обусловленные отсутствием наркотического вещества. Привычка использовать психоактивные вещества становится постоянной формой бегства от реальности при малейших препятствиях на жизненном пути.

Сущность профилактики наркомании

Лучшая методика борьбы с наркоманией –профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших, и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.

Профилактика — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т.д.). Ряд мероприятий первичной профилактики может осуществляться в масштабах государства.

Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания.

Третичная профилактика – как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную, трудовую, психологическую и медицинскую реабилитацию.

[an error occurred while processing the directive]